В данном разделе предложена информация по работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Учим отвечать на вопрос «словом» и только после вопроса родителей.
«Я» Встречая ребенка , родитель эмоционально восхищается красотой, умом, добротой и другими замечательными качествами ребенка. Родитель эмоционально задает вопрос, обращая внимание ребенка на него самого. |
«Я» Родитель добивается синхронного показа и произнесения слова. «Кто такой умный?» - «Я» |
«Я», «Прятки» Ребенок самостоятельно отвечает на вопрос, показывая на себя. Ребенок прячется в один из «домиков» (под стол, за стул). Родитель стучится в разные домики с вопросом: «Кто в домике живет?» Услышав стук в свой домик, ребенок отвечает: «Я». |
Вызываем у ребенка доверие , толерантность к тактильным контактам, двигательную реакцию на звук.
«Спрячь меня» Родитель предлагает послушать веселую подвижную музыку . Ребенок танцует вместе с ним, взявшись за руки. Музыка резко прекращается — налетела туча, ребенок прячется в его объятиях . |
«Спрячь меня» При остановке музыки все прячутся в «домик». |
«Спрячь меня» При остановке музыки родитель и ребенок прячутся каждый в свой, заранее приготовленный «домик». |
«Спрячь меня» При остановке музыки ребенок прячет родителя в свои объятия. |
Вызываем эмоцию радости от выполненного задания, учим произносить звук в момент движения.
«Салют» После выполнения каждого задания — «праздник с фейерверком»: кулаки крепко сжаты, родитель произносит звук сссс, резко разжимает кулаки и продолжает слово «Салют». |
«Салют» Ребенок вместе с родителем произносит протяжный звук сссс, резко разжимает кулаки, родитель продолжает слово «Салют». |
«Салют» И.п. - тоже. Родитель синхронно с ребенком производит движение руками, ребенок самостоятельно произносит все доступные ему звуки в слове «Салют». |
Выражение просьбы
( Самый мощный стимулятор речевого развития )
Воспитываем потребность в речи.
«Дай» Разрешите ребенку поиграть с любой игрушкой, но только с той, которую он попросит. Ребенок показывает на игрушку и произносит какой-либо звук , родитель уточняет : «Мишку» Ребенок отвечает утверждающим или отрицающим движением головы. |
«Дай» Ребенок показыапет на игрушку и произносит какой-либо звук, родитель уточняет: «Мишку» Ребенок отвечает утверждающим или отрицающим движением головы, сопровождая звуками, имитирующими слова «Да» или «Нет». |
Координация речи с движением. Ориентировка в схеме тела.
Вызываем резкое и сильное движение руки в сочетании с громким и резким звуком.
«Мяч» Родитель бросает или катит ребенку мяч с резким и громким звуком А, просит мяч со словом «Дай» и просящим движением руки. Ребенок бросает мяч молча, просит мяч движением руки. |
«Мяч» Ребенок бросает мяч с резким и громким звуком А, просит мяч движением руки и доступным звуком. |
«Камешки» Ребенок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду со звуком , имитирующим «буль». |
«Шарик» Подбрасывать воздушный шар со звуком типа «Ух» |
«Гвозди» «Забивать гвозди», сильно ударяя молоточком, со звуком, имитирующим «бух». |
«Юла» Ребенок запускает юлу, произнося на каждый толчок звук У или Ю, затем поет звук столько, сколько крутится юла. |
Пальчиковая гимнастика. Тактильные ощущения.
Развиваем тактильные ощущения. Воспитываем силу и точность движений пальцев, лучезапястного и локтевого суставов.
Игры «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» Родитель произносит текст игры и управляет пальчиками малыша. Играют по очереди обе руки. |
Угадай... … какой пальчик я поймала. Рука ребенка под салфеткой. Родитель дотрагивается до пальчика, ребенок показывает, до какого. |
«Пианино» Родитель «играет» пальчиком ребенка на пианино, отпускает пальчик, ребенок сам играет на пианино но тем же пальчиком. |
«Пианино» Родитель «играет» пальчиком ребенка на пианино, отпускает пальчик, ребенок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки. |
«Силачи» С силой сжимать поролоновую губку со звуками «УХХХХ!» с интонацией усиления напряжения, расслаблять и выпускать губку со звуками «АХХХХ!» с интонацией расслабления. |
«Цапли» Локоть опирается на стол., на расстоянии длины предплечья рассыпаны мелкие игрушки, крупные бусины или выпуклые пуговицы. Ребенок опускает руку, не отрывая локоть от стола, захватывает игрушку пальцами, произнося «цап» , возвращает руку в исходное положение и переносит игрушку в коробочку, которая расположена левее или правее от захватываемых предметов, опускает руку и выпускает предмет со словом «бах». |
«Подъемный кран» Условия такие же, как в игре «Цапли». Перед ребенком рассыпаны игрушки, различающиеся по цвету, форме или размеру. Слева и справа от ребенка стоят коробочки, в которые он распределяет игрушки в соответствии с формой, цветом, размером. Ребенок в момент движения может издавать любые звуки, имитирующие работу подъемного крана. |
Звуковая гимнастика. Психогимнастика.
Формируем различные варианты положений и движений органов артикуляции по подражанию.
«Зеркало» Родитель сидит напротив ребенка так, чтобы его лицо было на уровне лица ребенка на расстоянии 30 см. Приложив руки к вискам ребенка, родитель фиксирует его взгляд только на своем лице и предлагает ребенку повторить один гласный звук. Произносить звуки следует медленно, долго, утрируя артикуляцию. |
«Зеркало»** И.п. то же. Родитель предлагает произносить звуки А, О, У, И, затем добивается произнесения звука Э — рот широко открыт, язык сильно вытянут вперед- ЭЭЭЭ . Когда ребенок научится произносить изолированный звук Э, следует перейти к звуку Ы, после того как пропели звук Э язык резко убирается в рот и произносится быстрый короткий звук Ы. |
«Зеркало»*** И. п. то же. 2-3 -кратное повторение одинаковых гласных звуков А-А, У-У-У, затем пары гласных звуков АУ, ИУ, АУА, ИО, АУИ. |
Развиваем голос ,учим издавать звуки в момент чередующихся движений
«Бегемот» Представте, как раскрывает рот бегемот: он выдвигает нижнюю челюсть вперед, слегка запрокидывает голову назад, без напряжения, руки разведены в стороны и чуть чуть вверх. Звук А произносится свободно, в грудном низком регистре. Пусть ребенок создаст образ грозного бегемота, который стережет свой дом. Родитель читает текст, ребенок произносит звук бегемота. |
«Колыбельная» В момент произнесения звука воспроизводить интонацию убаюкивания, совершать покачивающие движения: кукла на руках кукла в коляске Родитель читает текст, ребенок поет. |
«Филин»Руки- это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча. «пугает» зверей! Когда у ребенка руки вверху, то звук должен быть высоким, когда внизу- низким. Родитель читает текст, ребенок произносит звук филина. |
Самостоятельная речь.
Закрепляем речевые навыки ребенка
«Огород» Родитель предлагает вниманию ребенка импровизированную грядку и набор картинок. Родитель читает стихотворение, а ребенок «сажает» овощи в любое место грядки, сопровождая «посадку», имитируя слово «тык». |
«Огород»** Картинки те же, но родитель их располагает в свободном порядке. Ребенок имитирует полив каждого называемого растения из детской лейки, произнося при «поливе»: «кап», «кап». |
«Огород»*** На импровизированной грядке много овощей. Родитель предлагает ребенку выбрать те, которые уже «созрели». Ребенок сопровождает движения имитацией слова «дерг» |