Детство — важнейший период в
жизни, не подготовка к будущей жизни, а
настоящая, яркая, самобытная жизнь. И от
того, как прошло детство зависит, каким
станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Современное развитие системы образования предполагает переход на новый более высокий уровень качественной профессиональной подготовки широко образованных специалистов, владеющих не только определенной суммой знаний и профессиональных умений, но и стремящихся к постоянному творческому и самостоятельному поиску. Творческий поиск, возможность индивидуального выбора проблемы или предмета для самостоятельного углубленного изучения обеспечивает, в свою очередь, повышение общекультурной, теоретической, профессиональной подготовки специалиста.
Сегодня в нашей стране созданы все условия для гармоничного развития ребенка, для успешной реализации всех его потенциальных возможностей и целенаправленного формирования мира детства. Детство - период активной социализации, период вхождения ребенка в мир конкретных социальных связей, время активного приобщения к миру человеческой культуры. Это период, когда общественные требования к ребенку минимальны, а возможности для саморазвития — максимальны. Когда все потребности ребенка удовлетворяются, и нет груза ответственности и страха перед неудачей, когда добро торжествует, а зло отступает. Когда за один день малыш успевает поменять десять профессий. Когда твердо уверен: завтра будет так же радостно, как и сегодня.
Ребенок дошкольного возраста — неутомимый исследователь. Он хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него особое видение мира. Он смотрит на все происходящее вокруг с восторгом и удивлением. Он открывает для себя потрясающий мир, в котором так много предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и непознанного. Его интересует все. Для ребенка дошкольного возраста противоестественны скука и безразличие. Основной задачей взрослых, работающих с детьми этого возраста, является поддержание и стимулирование любознательности и познавательной активности, пробуждение интереса к разным сферам деятельности, удовлетворение потребности в познании. Однако следует помнить, что познавательная активность дошкольника — очень тонкий механизм, который не терпит принуждения. Выбор игр и заданий должен определяться не календарным возрастом детей, а этапом их психического развития, характером имеющихся нарушений. Определить верные, наиболее оптимальные пути и средства коррекционной работы для каждого конкретного случая поможет диагностика и ее грамотная интерпретация.
На каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, которые тоже следует учитывать при проведении
коррекционной работы, игр и занятий с детьми. Следует помнить, что только индивидуально-дифференцированный подход к детям позволит создать оптимальные условия для развития каждого ребенка. Задача специалиста состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его занятием. Ребенок дошкольного возраста не может учиться по требованию взрослого. Он способен запомнить и понять только то, что ему нужно самому, что ему интересно.
При составлении системы развивающих и коррекционных игр и занятий дефектолог должен учитывать следующие принципы:
- ориентация на основные возрастные новообразования в познавательной сфере ребенка;
- учет ведущих линий развития интеллектуально-познавательной сферы в период дошкольного детства;
- опора на «зону ближайшего развития» и ведущий вид деятельности;
- постепенное усложнение обучающих задач;
- повышение умственной активности детей;
- индивидуально-дифференцированный подход к детям в процессе осуществления развивающей и коррекционной работы;
- принцип единства диагностики и коррекции.
Реализация перечисленных принципов позволит специалисту решить сложные задачи развития интеллектуально-познавательной сферы ребенка и формирования у него устойчивой познавательной активности.
Успех коррекционной работы дефектолога зависит от многих факторов: правильной постановки диагноза, выбора методики, практических навыков специалиста, методической базы и т.п. Но многое в его работе зависит от участия родителей ребенка в коррекционном процессе. Значение хорошего взаимодействия дефектолога с родителями возрастает, если ребенок занимается с дефектологом не ежедневно, а два-три раза в неделю, если речевое нарушение у ребенка носит сложный характер. В этом случае работу дефектолога можно сравнить с работой врача: обследование, постановка диагноза, «лечение», обучение, наблюдение за динамикой. Дефектолог направляет коррекционный процесс, но большая часть подготовительной работы приходится на домашние задания. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей ребенка. Перед специалистом встает цель сформировать активную позицию родителей. Рассмотрим составляющие успешного взаимодействия дефектолога и родителей.
Информированность - главный фактор этого взаимодействия. Теоретическая подготовка специалиста, который может дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще о конкретном ребенке. Компетентность специалиста вызовет доверие родителей. Не меньшее значение играет информированность о дефектологе как специалисте, о направлениях его работы .Этому будут способствовать информационные стенды со статьями о различных речевых нарушениях.
Практика большого количества консультаций показывает, что очень часто родители нуждаются в информации, не имеющей прямого отношения к конкретной речевой проблеме их ребенка. Порой дефектолог консультирует гиперответственных родителей, которые воспринимают речевой диагноз ребенка как «еще одну беду». Этим родителям будет уместным сообщить, что сейчас очень многие сталкиваются с подобной ситуацией и успешно из нее выходят.
Общеизвестно, что главное условие развития речи ребенка — общение с ним. Речь — инструмент общения, его главное средство. Речевое развитие отражает общее развитие ребенка.Общение со взрослым играет особую роль в познании, в приобретении навыков поведения. Это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, более эффективно выражать свои мысли.
Главная позиция дефектолога — помочь ребенку, в преодолении его проблем. Направить его развитие в нужную сторону. Помочь грамотно и гармонично войти в коллектив, в общество. Окружить заботой, вниманием, поддержкой. Быть не «над» ним а вместе с ребенком. В этом специалисту поможет его профессионализм и творческий поиск, возможность индивидуального выбора решения поставленных задач.
Огромным и важным помощником учителя-дефектолога, его опорой являются родители. Вместе мы достигнем больших и видимых результатов. Далее будут предложены различные задания, которые может использовать родитель в игре и занятии со своим ребенком.